Типы повреждений
Усталостное отслаивание
Характер повреждения:
Усталостное отслаивание представляет собой откалывание мелких частиц материала подшипника от гладкой поверхности дорожки качения или элементов качения в результате явления усталости при качении, в связи с чем возникают участки с шероховатой и крупнозернистой структурой поверхности.
Вероятные причины:
- Чрезмерная нагрузка
- Некачественный монтаж (несоосность)
- Мгновенная нагрузка
- Проникновение инородных частиц, проникновение воды
- Недостаточная смазка, несоответствующий смазочный материал
- Неправильный зазор в подшипнике
- Несоответствующая точность обработки поверхности вала или корпуса, неравномерная жесткость корпуса, большой изгиб вала,
- Развитие ржавчины, следов язвенной коррозии, размазывание
Профилактические меры:
- Пересмотреть условия эксплуатации подшипника и проверить режим нагрузки
- Усовершенствовать технологию монтажа
- Улучшить уплотнение, не допускать коррозии во время простоя
- Использовать смазочный материал с подходящей вязкостью, улучшить способ смазки
- Проверить точность обработки поверхностей вала и корпуса
- Проверить внутренний зазор подшипника
Выкрашивание
Характер повреждения:
Тусклые или мутные пятна на поверхности вместе с незначительным общим износом. Из таких тусклых участков развиваются микротрещины по направлению вглубь кольца, на глубину 5-10 мкм. Маленькие частицы материала, отделяясь, вызывают в различных местах вторичное усталостное выкрашивание.
Вероятные причины:
- Неподходящий смазочный материал
- Попадание инородных частиц в смазочный материал
- Шероховатая поверхность вследствие недостаточной смазки
- Шероховатость поверхности сопряженных движущихся частей
Профилактические меры:
- Выбрать подходящий смазочный материал
- Улучшить механизм уплотнения
- Улучшить качество обработки поверхности сопряженных движущихся частей
Образование задиров
Характер повреждения:
Одним из довольно часто встречающихся видов преждевременного отказа подшипников качения является образование на дорожках качения и поверхностях тел качения линейных ударов. Происходит это явление при легких (незначительных) заклиниваниях по каким-либо причинам тел качения в гнезде сепаратора (например, скольжения из-за избыточного или недостаточного количества смазки или неправильного выбора ее марки).
Вероятные причины:
- Чрезмерная нагрузка, чрезмерный предварительный натяг
- Недостаточная смазка
- Частицы, попавшие на поверхность
- Наклон внутреннего и наружного колец
- Изгиб вала
- Низкая точность обработки поверхностей вала и корпуса
Профилактические меры:
- Проверить величину нагрузки
- Отрегулировать предварительный натяг
- Улучшить смазочный материал и способ смазки
- Проверить точность обработки поверхностей вала и корпуса
Размазывание
Характер повреждения:
Размазывание является поверхностным дефектом, который возникает при наличии малых закаливаний между элементами подшипника, вызванных разрывом слоя смазки и/или скольжением. Образование шероховатости на поверхности происходит вместе с оплавлением поверхности.
Вероятные причины:
- Высокая скорость и небольшая нагрузка
- Резкое ускорение/торможение
- Несоответствующий смазочный материал
- Проникновение воды
Профилактические меры:
- Улучшить предварительный натяг
- Улучшить зазор в подшипнике
- Использовать смазочный материал с хорошей способностью образования смазочного слоя
- Улучшить механизм уплотнения
Скол
Характер повреждения:
Скол представляет собой образование мелких частей, которые отламываются в результате чрезмерной нагрузки или ударной нагрузки, действующей локально на часть угла ролика или буртика кольца с дорожкой качения.
Вероятные причины:
- Удар в процессе монтажа
- Чрезмерная нагрузка
- Небрежное обращение, падение подшипника
Профилактические меры:
- Усовершенствовать технологию монтажа (горячая посадка, использование соответствующих приспособлений)
- Пересмотреть характер нагрузки
- Обеспечить достаточный резерв и обслуживание буртиков подшипников
Трещины
Характер повреждения:
Трещины на кольце с дорожкой качения и на элементах качения. Продолжение эксплуатации подшипника в таком состоянии приводит к еще большим трещинам и расколам.
Вероятные причины:
- Чрезмерная нагрузка
- Ударная нагрузка
- Развитие усталостного выкрашивания
- Тепловыделение и истирание, вызванные контактом между деталями и дорожкой качения
- Тепловыделение вследствие ползучести
- Малый угол конусности вала
- Нецилиндричность вала
- Влияние фаски кольца подшипника вследствие большого радиуса закругления участка вала
Профилактические меры:
- Устранить влияние фаски
- Проверить режим нагрузки
- Усовершенствовать технологию монтажа
- Использовать соответствующую форму посадочной поверхности вала
Повреждение сепаратора
Харакатер повреждения:
Повреждения сепаратора включают в себя деформации сепаратора, разлом и износ; разлом перемычек сепаратора;
Деформация боковой поверхности; Износ поверхности ячеек; Износ направляющей поверхности.
Вероятные причины:
- Некачественный монтаж (несоосность подшипника)
- Небрежное обращение
- Большая мгновенная нагрузка
- Ударная нагрузка и сильные вибрации
- Чрезмерная скорость вращения, резкое ускорение и торможение
- Недостаточная смазка
- Повышение температуры
Профилактические меры:
- Проверить технологиию монтажа
- Проверить температуру, вращение и режим нагрузки
- Снизить вибрации
- Подобрать тип сепаратора
- Выбрать способ смазки и смазочный материал
Характер повреждения:
Если инородные частицы попадают в зону контакта качения, происходит выщербливание на поверхности дорожки качения или поверхности элементов качения. Выщербливание может встречаться на поверхности в соответствии с шагом элементов качения в случае ударной нагрузки в процессе монтажа (выбоины Бринелля).
Вероятные причины:
- Инородные частицы, например металлические частицы, попадают на рабочую поверхность
- Чрезмерная нагрузка
- Ударное воздействие в процессе транспортировки или монтажа
Профилактические меры:
- Промыть корпус
- Улучшить механизм уплотнения
- Профильтровать смазочное масло
- Усовершенствовать технологию монтажа и метод обслуживания
Износ
Характер повреждения:
Износ представляет собой повреждение поверхности вследствие трения скольжения на поверхности дорожки качения, элементов качения, края ролика, поверхности буртика, ячеек сепаратора и т.д.
Вероятные причины:
- Проникновение инородных частиц
- Развитие ржавчины и электрохимической коррозии
- Недостаточная смазка
- Скольжение в результате неравномерного движения элементов качения
Профилактические меры:
- Улучшить механизм уплотнения
- Очистить корпус
- Тщательно отфильтровать смазочное масло
- Проверить смазочный материал и способ смазки
- Не допускать несоосность
Истирание
Характер повреждения:
Износ происходит вследствие периодического скольжения между двумя поверхностями.
Истирание возникает на поверхности посадки, а также на поверхности контакта между дорожкой качения и элементами качения.
Фреттинг-коррозия (истирание) является альтернативным термином для описания красновато-коричневых или черных частиц износа.
Вероятные причины:
- Недостаточная смазка
- Вибрации малой амплитуды
- Недостаточный натяг посадки
Профилактические меры:
- Использовать подходящий смазочный материал
- Применить предварительный натяг
- Проверить посадку с натягом
- Нанести слой смазочного материала на поверхность посадки
Ложное бринеллирование
Характер повреждения:
Подобно различным типам истирания, ложное бринеллирование представляет собой образование выбоин, имеющих сходство с вмятинами Бринелля, и происходит вследствие износа, вызванного вибрациями и колебаниями в точках контакта между элементами качения и дорожкой качения.
Вероятные причины:
- Колебания и вибрации неподвижного подшипника, например, в период транспортировки
- Колебательное движение с малой амплитудой
- Недостаточная смазка
Профилактические меры:
- Оберегать вал и корпус во время транспортировки
- Транспортировать подшипники с отдельно упакованными внутренним и наружным кольцами
- Уменьшить вибрации с помощью предварительного натяга
- Использовать подходящий смазочный материал
Ползучесть
Характер повреждения:
Ползучесть представляет собой явление, при котором имеет место относительное скольжение на поверхностях посадки и, в связи с этим, возникает зазор на посадочных поверхностях. Ползучесть приводит к глянцеватому внешнему виду поверхности, иногда с образованием задиров или износом.
Вероятные причины:
- Недостаточный натяг или посадка с зазором
- Недостаточное уплотнение сальника
Профилактические меры:
- Проверить натяг посадки, не допускать вращения
- Исправить уплотнение сальника
- Исследовать точность обработки вала и корпуса
- Создать натяг в осевом направлении
- Уплотнить боковую поверхность дорожки качения
- Применить клей для поверхности посадки
- Нанести слой смазочного материала на поверхность посадки
Схватывание
Характер повреждения:
Если происходит резкий перегрев в процессе вращения, подшипник изменяет цвет. Далее, дорожки качения, элементы качения и сепаратор размягчаются, оплавляются и деформируются.
Вероятные причины:
- Недостаточная смазка
- Чрезмерная нагрузка (чрезмерный предварительный натяг)
- Чрезмерная частота вращения
- Чрезмерно малый внутренний зазор
- Попадание воды и инородных частиц
- Низкая точность изготовления вала и корпуса, чрезмерный изгиб вала
Профилактические меры:
- Исследовать смазочный материал и способ смазки
- Еще раз проверить пригодность выбранного типа подшипника
- Исследовать предварительный натяг, зазор в подшипнике и посадку
- Улучшить механизм уплотнения
- Проверить точность обработки вала и корпуса
- Усовершенствовать технологию монтажа
Коррозия от воздействия электрического тока
Характер повреждения:
Когда через подшипник проходит электрический ток, происходят дуговой пробой и горение тонкого слоя смазки в точках контакта между дорожкой и элементами качения. Точки контакта локально оплавляются, в результате чего появляются дугообразные канавки, которые заметны невооруженным глазом. При увеличении этих канавок обнаруживаются кратероподобные углубления, которые указывают на плавление от искрения.
Вероятные причины:
- Электрическая разность потенциалов между внутренним и наружным кольцами
Профилактические меры:
- Проектировать электрические цепи таким образом, чтобы не допустить протекания тока через подшипник
- Изолировать подшипник
Ржавчина и коррозия
Характер повреждения:
Ржавчина и коррозия подшипников представляют собой пятна на поверхностях колец и элементов качения и могут встречаться с интервалом, соответствующим шагу элементов качения на кольцах или по всей поверхности подшипника.
Вероятные причины:
- Контакт с агрессивным газом или водой
- Несоответствующий смазочный материал
- Образование капель воды в результате конденсации влаги
- Высокая температура и высокая влажность в неподвижном состоянии
- Плохая профилактическая антикоррозионная обработка в период транспортировки
- Неправильные условия хранения
- Неправильное обслуживание
Профилактические меры:
- Улучшить механизм уплотнения
- Исследовать способ смазки
- Выполнять антикоррозионную обработку в период простоя
- Улучшить условия хранения
- Повысить уровень обслуживания подшипников
Дефекты, вызванные монтажом
Характер повреждения:
Царапины в виде прямых линий на поверхности дорожек качения или элементов качения, образовавшиеся в период монтажа или демонтажа подшипника.
Вероятные причины:
- Наклон внутреннего и наружного колец во время монтажа или демонтажа
- Ударная нагрузка во время монтажа или демонтажа
Профилактические меры:
- Использовать соответствующую оправку и специальные приспособления
- Избегать ударной нагрузки, использовать опрессовочную машину
- Выравнивать смежные детали во время монтажа
Изменение цвета
Характер повреждения:
Изменение цвета сепаратора, элементов качения и дорожки качения происходит в результате реакции смазочного материала и материала элементов подшипника при высокой температуре.
Вероятные причины:
- Недостаточная смазка
- Масляная протрава вследствие реакции смазочного материала
- Высокая температура
Профилактические меры:
- Улучшить способ смазки
Поверхностное выкрашивание
Характер повреждения:
Поверхность тел качения или поверхностей дорожек качения имеет матовый цвет и на них имеются ямки (лунки) от инородных тел.
Вероятные причины:
- Инородные частицы, натриевым загустителем является предпочтительным
- Контакт с атмосферной влагой
- Недостаточная смазка
Профилактические меры:
- Улучшить механизм уплотнения
- Тщательно отфильтровать смазочное масло
- Использовать подходящий смазочный материал
вся информация взята из официального сайта NSK
Чтобы оставить заказ, заполните форму ниже: